Чему обучают ребёнка в детском саду
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Известно, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ. В процессе работы систематизируется опыт педагогов по патриотическому воспитанию, а также реализуются творческие способности как коллектива ДОУ, так и детей и их родителей. Дошкольники получают возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действии. Обращение к предметному миру интересно и доступно ребёнку и является действенным средством воспитания исторического сознания.
Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
· Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
· Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
· Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
· Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны и не могут принять верное решение (особенно в экстренных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома.
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский.
А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего быта. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасным. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт с детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Необходимость формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора темы кружковой работы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Работа по театральной деятельности в детском саду характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям. Театральное искусство имеет незаменимые возможности развития творческого воображения детей. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно- творческого осмысления мира. Происходит творческое развитие личности малыша за счет изучения управления мимикой, искусства имитации, ораторского мастерства. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека.
В детстве особенно важно научиться работать руками. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок получает благотворное влияние не только на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Кроме того, если выполненная ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к делу, развивают фантазию, интерес.
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, я систематизировала и обобщила «наработанный» материал в программу «Поделки Самоделкина» для детей 5 - 7 лет.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами ДОУ, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа).
Данная работа посвящена актуальной проблеме-формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не следует забывать, что в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Как развить у детей память? Как обучить ребенка правильному произношению, выдерживать темп, ритм речи? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной? Ответы на эти вопросы волнуют, как педагогов, так и родителей.
Пройдя дошкольную ступень, ребенок попадает в школу. С первых же уроков становится ясно, что не у всех детей образная и эмоциональная речь, грамматически правильная и выразительная. Конечно, главная ступень по развитию речи - это семья. К сожалению, многие семьи не уделяют этому вопросу должного внимания. Многие родители не имеют времени, а также не хватает знаний и умений, да и часто у взрослых нет желания заниматься развитием речи своих детей. В первую очередь, нужно как можно больше обогащать речь детей, давать дошкольнику грамотное объяснение. Это можно сделать только при постоянном общении. Эмоционально окрашенное слово – важный элемент общения. Значение выразительной речи в жизни человека очень важно. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» -писал Н.С. Рождественский.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.). Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью пользуются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Программа «Палочки Кюизенера» обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательном учреждении.
Программа кружка направлена на всестороннее развитие ребенка, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Структура занятий позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, осязания и мелкой моторики. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам, клеточкам. В процессе которых ребёнок осуществляет действия с шаблонами, трафаретами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка к обучению в школе.
В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что она:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года в старшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-исследовательская» и « Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и сенсорному развитию детей, поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5-7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» выделена задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). В изобразительную деятельность входит лепка, которая имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Лепка влияет на развитие чувства формы , занятия лепкой способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Одна из нетрадиционных техник работы с пластилином — пластилинография. Это создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, которая развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.